Аватар: люди как нелюди
Кино чётко отражает интересы людей, и за
строками мировых
рейтингов видны их общие очертания. В сотне самых кассовых картин сплошь
фэнтэзи, мистика, мультфильмы и фантастика, реже появляются
боевики-триллеры и
лишь несколько лент приближены к реализму. Человечеству будто не важны
насущные
проблемы, но виртуальность притягивает как магнит. Впору говорить о
видео-наркотике.
В одной России Аватар посмотрели более 11 миллионов. Не считая
младенцев,
деревенских и стариков – это каждый девятый. Не всякое государственное
событие
так беспокоит.
Дж. Камерон произвел настоящий фурор, соединив
фантастику
с 3D-графикой. Аватар после Титаника стал вторым по
доходам в истории Голливуда, значит, две картины одного режиссёра нашли
самый
массовый отклик у зрителей Земли. Камерон с детства грезил миром
Пандоры, а
повзрослев – пытался поднять жанр фантастики на иной уровень. Попытка
удалась, но
что-то мешает безоговорочно признать этот факт. В чём причины
грандиозного
успеха?
Мелкие огрехи компьютерной анимации
несущественны, главное
– создан убедительный образ другой планеты с проработанной экосистемой,
мифологией
и бытием местных жителей нави. Реальность Аватара завораживает, погружая
в неземную
натуру, где всё грандиозно, неожиданно и уникально. Насыщенный действием
сюжет окончательно
пленяет взгляд. К середине фильма фантастика перерастает в фантазию о
Рае на фоне
любви солдата Джейка и аборигенки Нейтири, но их любовь красива, к нави
проникаешься симпатией, и поневоле улетаешь в сияющий Золотой Век.
Внезапно сюжет открывает варварскую добычу
редкого
минерала, и когда всесильная Компания ради обогащения топчет прекрасное,
праведный гнев охватывает душу. Камерон не жалеет красок, поднимая на
эпическую
высоту космический конфликт. Иллюзия столь велика, что забываешь о
выдуманном
действии. В финале апофеоз – бездушная военно-технологическая машина
против
первобытной силы добра. Добро побеждает, агрессор изгнан, а храбрый
десантник
обретает тело нави от чудесной силы Матери Эйвы. Потрясённые зрители
покидают
зал…
Как много общего с Титаником – высокая любовь,
злой
рок, реалистично-увлекательная борьба за спасение. И в других
блокбастерах
последних лет найдем ту же схему – любовь, злодей, борьба, меняется лишь
антураж,
пусть Человек-паук или Пираты Карибов, важно, чтобы «магия картинки»
скрывала
типичное клише. В 50-70-ые было иначе, социальные темы волновали – от
классовых
боёв до политических заговоров. Ныне подобные мотивы иногда видны сквозь
фарш
спецэффектов в боевиках о Борне или Агенте 007. Экшен и эффекты
главенствуют,
смысл на втором плане, иначе интерес резко падает. Например, Интернэшнл
или
Большая игра. Основа экранных шлягеров похожа на инфантилизм юнца, но
работает.
Конечно, и сейчас снимают о язвах общества – Генри Браун или Последний
урок, но
эти ленты на периферии проката.
Всё изменилось, тотальная глобализация
псевдо-демократии
стала настолько обыденной данностью, что говорить о бедах стало глупо.
Что-то
сломалось в мозгах мирового обывателя. Падение социализма он принял как
перемену
к лучшему, а этого нет и следа. Проблемы стали острее, а жизнь нелепее и
жестче,
но душа не терпит пустоты и ищет забвения в манящем мираже. Отсюда
кардинальные
перемены в психологии масс – нет воли на протест против уродства,
покорность сковывает,
а Голливуд штампует сказки, подбирая очередную оболочку по знакомой
схеме. Люди
ждут свежую видео-дозу, а ударная реклама кодирует внимание на приём
наркотика.
Такова манипуляция – пыль в глаза, а мину в сердце. За убойным действием
жизнь
упрощается, полутона стираются, дух замирает, а назавтра вновь
пробуждается зрелищный
голод.
Пандора не выдумана,
это яркая иллюстрация
жизни земных народов до Цивилизации. Суть их бытия – религия анимизма,
когда Люди
и Природа пронизаны духами, а равновесие достигается через обряды и
ритуалы. Фактически
– счастье. Антропология давно это описала, подобное есть в книге Л.
Брюля «Первобытное
мышление». Вторжение людей – чужая разрушительная сила, Аватар – как
упрёк нашему
технотронному помрачению. Однако, с развитием разума Человечество теряет
архаичный Золотой век, обретая Эдем вновь. В этом неизбежность эволюции,
но фантастика
оживляет околонаучные проблемы, и
на
Пандоре древность противостоит
современности. Ход любопытный, но режиссер не справился, упростив притчу
до
комикса.
При похищении вертолета с базы, почему
Полковник не
отправил погоню, ведь вертолёт виден на радаре? Бестолковый налёт на
Древо Судьбы:
если нави наносят мощный урон, поднимай эскадру выше и сбивай летающих
драконов. Допотопная бомба в XXII веке?!
Если магнитная буря у Древа смазывает цель, заранее обозначь район иными
датчиками видными с орбиты. К чему атаковать всем скопом? Воздушная
атака идет
волнами и необходим резерв на подлёте. По теплоизлучению обнаружили
местные
«войска», так и поражай издалека, а подрыв головного корабля вовсе как
анекдот.
Ужасно наивно, так забавляются дети.
Образ Полковника карикатурно-примитивен –
самодур,
солдафон и живодёр, вот агент Смит в «Матрице» на порядок тоньше и
изящнее. Десантник
вдруг развился из вояки в былинного героя, оседлавшего Красного дракона.
Как
смог? Дракона надо одолеть в схватке, так нет – сел и тот уже ручной.
Стрела
разбивает лобовое стекло вертолёта – это совсем нонсенс. К окончанию
схватки
слегка подташнивает от разных подгонов. Положим, это техника и всё могло
сложиться
удачно.
Нави изгнали людей, дальше что? В фильме
Камерона «Чужие»,
за взорванный корабль Рипли понизили в звании, а на планету чужих
высадили
колонистов. Компания и здесь не смирится с утратой важного для Земли
сырья,
отправит эскадру и разнесёт племена, вернув месторождение опять. Смешно
думать,
что изгнанные сотрудники убедят руководство уйти с Пандоры: рассказ
сочтут за
коллективный психоз и накажут за бездарную тактику. Примирительное
решение не
примут, ведь именно Компания руководит жизнью людей. Более того, нави
воспользуются
земной технологией для защиты, и утратят свою гармонию навсегда, а если
уничтожат технику, то при очередном посещении сами начнут войну.
Возможно было развернуть «научно», но сложный
финал нарушит
схему. Нави могли уйти с Древа Жизни по договору с Компанией, сохранили
бы
жизни соплеменников и обитель Матери Эйвы, ведь Древо сожгли всё равно.
Единственный
шанс спасти планету – осознать вред превосходства, преодолеть конфликт
учёных и
бизнесменов, Пандору покинуть, оставив миссию для общения. Нави, осознав
себя
частью Мироздания, испытали бы своё откровение. Вариантов много, но
пришлось бы
менять характеры героев и изменить финал, а философский контекст не дал
Матрице-3
собрать большую кассу и надобность «мудрить» отпала. Неумная концовка
низвела фильм
до трёхмерной мелодраматической сказки.
Что хотел Камерон – снять волшебное
приключение или
поднять этический вопрос? Идею «кто сильнее, тот и прав» никто не
опроверг. Всемирное
тяготение хранит структуру Вселенной, Солнце – жизнь на Земле, и
нравственный
закон покоится на силе. Если жизнь вышла из Космоса, всё принадлежит
всем и правоту
определяет нужда. Колонисты брали анобтаниум из Пандоры от
необходимости, а
нави отдать не желали, хоть минерал им безразличен. Они нападали на
людей, и
одолели их именно военной силой. Если мораль однобока, то добро условно,
а
противоречия как пустяки. Говорят, Полковник назвал план нападения «Шок и
трепет» – намёк на бесславный захват Ирака, но на русский не перевели.
Полковник упомянул операции в Нигерии и Венесуэле, мол, прихлопнули
непокорных
– вот вам и социальный след. Можно вспомнить позорное уничтожение
индейцев, и
Аватар будет оправданием за недавний террор.
Вряд ли миллионы зрителей задумаются о таком
подтексте,
скорее, зайдутся в восторге от изумительного зрелища, а после будут
высматривать новый «аленький цветок» экрана. Я долго ждал Аватара,
предчувствуя
проникновение в Иное на срезе чужой психологии, вместо этого вышла
вполне земная
история. Недавние удачи фантастики – Куб, Дитя Человеческое или Луна –
выглядят
предпочтительнее, пусть уступают по динамике и броскости кадра. Радует,
что
остались художники, для которых причудливость вымысла и серьезность темы
непререкаемы.
Дорогое кино всё чаще подводит к другому
шаблону –
планетой правит корпорация, готовься к диктату Директоров в
Газпром-Сити. Да,
бравый герой побеждает в последний миг и правда торжествует, но
геройствовать в
реальности нелепо, а уж менять порядок – полный наивняк. Человек
раздваивается:
лицемерно признавая основы этики, со всех ног лезет в кокон личных
забот.
Вкалывай на систему в будни и созерцай битвы по выходным. Суррогаты,
Железный
человек или Аватар – в одном ряду. XXI век уводит в антиутопию, загоняя
не в
бараки, а под медиа-контроль. Ажиотаж вокруг Аватара – первая ласточка к
всемирному гипнозу, ведь человек – существо, которое ко всему привыкает.
Сейчас
кинотеатр забавляет, но однажды человеческая явь наскучит, и люди
пожелают
очнуться, как от дурного сна. Эволюция загонит на новый круг, и спасение
найдут
в кино-храмах, натянув костюм-аватар. Технология станет богом, люди
будут как
нелюди, а явь сновидений – неотличима от грёз наяву…
МАНАГЕР.О.Судаков11 января 2010